20 кругов ада: чемпионат GT4 на «Кузбасском автодроме»

Дмитрий Кирюшин Александр Патрин



Пожалуй, каждый знает, что самое главное в любых гонках – стать быстрее соперника, показать лучшее время, первым увидеть клетчатый флаг. Вот он, твой главный конкурент, рядом с тобой на трассе, ты должен быть быстрее, пусть даже на доли секунды, и ты – чемпион. Но любой гонщик подтвердит: этого недостаточно. Самый страшный соперник – тот, с которым не померишься скоростью реакции и чистотой прохождения трассы. Чтобы победить его, нужно в первую очередь победить самого себя. И этот соперник – невыносимая жара, которая проверяет на прочность твой организм и возможности твоей машины.

В минувшие выходные на "Кузбасском автодроме" прошёл один из самых масштабных уикендов за всю историю трека – за два дня на "кольце" состоялись этапы Time Attack, мотогонок Stock Open, Jr MotoCup и долгожданные заезды чемпионата GT4. Благодаря погодным условиям, пребывание на трассе для гонщиков всех серий стало настоящим адом, но это, скорее, даже помогло пилотам показать по-настоящему горячую и захватывающую борьбу, за которой с интересом наблюдали корреспонденты VSE42.Ru.

Для тех, кто не очень знаком с кольцевыми автогонками, сразу оговоримся об особенностях всех серий. Мотогонки Stock Open, Jr MotoCup и гоночная серия GT4 имеют схожий формат: места на стартовой решётке распределяются в соответствии со временем, показанным в квалификации. Гонки проходят с общего старта, главная задача – приехать первым. В Time Attack спортсмены соревнуются больше не друг с другом, а с собственным временем, пытаясь проехать трассу как можно быстрее.

В общем, как и полагается любому гоночному уикенду, в субботу всё началось с квалификации. Особое внимание, конечно, было уделено именно GT4: от того, как гонщики "расставятся" на старте, зависело, какое количество борьбы мы увидим во время гонки. Лучшее время в классе 2400 показал экипаж Евгения Липовки и Вячеслава Гайфуллина из Томска, а вот в классе 1600 шансов соперникам не оставил Пётр Лобанов, что ожидаемо: человек, для которого "Кузбасский автодром" является практически вторым домом и в умениях и опыте которого уже давно никто не сомневается, просто не мог выступить иначе.



Впрочем, в первый же день стали известны и первые победители: на IV этапе Time Attack гонщики-любители выясняли, кто же из них проезжает "кольцо" быстрее всех. Сказать, что данная серия слишком предсказуема, наверное, нельзя, но, думается, фамилию одного из победителей вы уже можете назвать, даже не зная подробностей. Да-да, это наш старый знакомый – томич Антон Визнер, который на своей Toyota Levin BZ-R в очередной раз занял первое место в классе "Первый", попутно прихватив "серебро" в классе "Моно GT".

В классе "Атмосферный" первое место занял гость из Красноярска Артём Радионов на Honda Civic EP3, ещё один красноярец Роман Падерин на Mitsubishi Lancer Evo стал сильнейшим в классе "Турбо Pro". Единственным представителем Кузбасса, которому удалось подняться на верхнюю ступень пьедестала, оказался прокопчанин Андрей Самбураков, победивший в классе "Турбо Сток" на своём Mitsubishi Lancer Evo.



Основные события развернулись во второй день уикенда. Долго раскачиваться никто не стал, и началось всё с самого главного и ожидаемого – первого заезда серии GT4. Но у непосвящённого читателя уже должен появиться вопрос: почему же кузбасские любители автогонок так ждали приезда этой серии? Дело в том, что раньше зрители на "кольце" могли наблюдать только соревнования Time Attack. Безусловно, своя изюминка есть и в этой серии, но она больше напоминает футбольную тренировку – есть спортсмены, красивые удары, финты и прочее, но нет борьбы. Если продолжать сравнение с футболом, то GT4 – это уже полноценный футбольный матч, где есть стыки, опасные моменты и необходимость не отточить своё мастерство, а показать лучшее, на что ты способен, а главное – сразиться и победить соперника в очной схватке.



На старт гонки длиной в двадцать кругов в классе 2400 вышли семь пилотов, в более медленном классе (1600) их оказалось и вовсе шесть – не так много, но тринадцать машин, срывающихся с общего старта, обещали устроить "кучу малу" в первом повороте. Однако столкновений в шикане удалось избежать, после чего гонщики потихоньку начали рассредоточиваться по всей трассе. Главная борьба за первое место развернулась в классе 2400: показавший первое время в квалификации экипаж Липовка/Гайфуллин удержал первую позицию после старта, однако в гонке оказался не способен оторваться от преследователей и собрал за собой "паровозик" в виде Дениса Качалкова и Михаила Достовалова на Honda Civic, а также Ильи Фёдорова на Honda Integra. Соперники Гайфуллина довольно долгое время не могли справиться с его защитой, но всё же дождались ошибки лидера и вырвались вперёд.



В итоге первым стал Качалков, вторым финишную черту пересёк Достовалов, а вот Фёдоров удержать подиум не смог, исполнив на радость зрителей первый за гонку вылет с трассы, укатившись мимо первого поворота в так называемый "бассейн" – одно из "любимых" мест гонщиков, проспавших торможение после стартовой прямой. В итоге Илья стал пятым, а Вячеслав Гайфуллин финишировал третьим, но после судейских штрафов откатился на последнюю строчку.

В классе 1600 борьбы не получилось. Пётр Лобанов и после квалификации продолжил издеваться над своими соперниками, спустя несколько кругов после старта создав такой отрыв от ближайшего преследователя, что оставшуюся часть гонки мог бы пройти пешком без ущерба для результата. Тем не менее, несмотря на кажущуюся лёгкость для некоторых, сложно приходилось абсолютно всем: адское пекло заставляло ошибаться даже самых опытных.

Следующими на "сцену" вышли мотоциклисты. В серии Stock Open тоже не обошлось без вылетов – на первом круге Алексей Ефанов не справился с управлением и вылетел в гравий. К счастью, серьёзных последствий удалось избежать, но гонку продолжить он не смог, а все остальные увидели перед собой красный флаг, что означало остановку гонки и рестарт, после которого неприятных инцидентов удалось избежать. Первым в классе 600сс стал Дмитрий Апасов, преодолевший шестнадцать кругов за 17:51.740. В более мощном классе 1000сс победу одержал Евгений Сушко.

Не менее интересным стал и заезд любителей – Jr MotoCup. Но интересным не в плане борьбы, а в плане чудачеств главного претендента на победу. Андрей Манчин из Красноярска, показавший лучшее время в квалификации, оказался самым нетерпеливым гонщиком всего пелотона: когда машина безопасности отправилась проверить трассу перед прогревочным кругом, он отправился вслед за ней, под недоуменные взгляды коллег по цеху и смешки зрителей. Андрей быстро осознал свою ошибку, но уже ничего не оставалось – нужно было завершать круг. В итоге Манчин "прогрелся" два раза, но на этом его приключения не закончились: гонщик "проспал" старт и уже к первому повороту проиграл несколько позиций. Как оказалось, для Андрея это не было принципиально. Учитывая то, что он показал на трассе в дальнейшем, ему можно было после старта ещё и постоять, и выпить чашечку чая. Соперников Манчин просто не заметил, быстро вернув себе первую позицию. А потом просто уехал от всех, словно в него вселился Валентино Росси.

 
Если кому-то показалось, что гонка прошла легко, то это совсем не так. Было очень жарко, первую половину гонки я ехал в полную силу, а вторую уже просто докатывался: физически было крайне сложно. Но с жарой сталкиваются и профессионалы, не только мы. Благо к середине гонки у меня уже был большой отрыв, и я мог себе позволить сбавить обороты. Вообще, меня очень разозлило то, что проехал лишний круг на прогреве, так что я решил "дубасить" на полную. Сказывается неопытность, поэтому и не поехал в Stock Open, хотя время-то у меня конкурентное. Решил подкопить опыта, ну и сегодняшний инцидент показал, что он очень важен. Старт тоже немного "проспал". Просто я в городе почти не езжу, с мотоциклом тоже не так давно "дружу". Управляю байком лет восемь, но стажа очень мало. На треке, как это ни странно, меньше шансов получить какую-то тяжёлую травму, чем в городе. Здесь всё зависит только от тебя, а в городе ты можешь стать жертвой какой-нибудь неопытной девочки, к примеру. А такого результата я достиг почти за год, но у нас в Красноярске с этим проще: давно есть трек, гоночная команда, которая всегда поддержит, подскажет, поделится знаниями. Так что мой прогресс связан в первую очередь именно с этим. Ну и от человека зависит, от работы над ошибками, от его физических кондиций. Уже в будущем месяце планирую выступить в Stock Open, может, удастся приехать где-то в хвосте пелотона, но не последним.

Ну, и на десерт всех пришедших в это воскресенье на "кольцо" ожидал второй заезд серии GT4. У второй гонки есть одна важная особенность: гонщики стартуют в обратном порядке, то есть тот, кто по результатам первой гонки был первым, теперь будет стартовать не с поул-позишн, а с последнего места, и так далее. Проще говоря, лидерам теперь предстояло прорываться из самой глубины – сделано это для увеличения зрелищности. И сделано не зря.

Вторая гонка получилась действительно интереснее первой, а события тут стали стремительно развиваться с самого старта. Одним из катализаторов этих событий стал Пётр Лобанов на своей Honda Civic. Стартовав с самого последнего места на решётке, он уже в первом повороте был впереди всех своих "одноклассников" и даже замахнулся на соперников из класса 2400.

Но победить ему в самом начале удалось только разделительный столбик. Одна из машин немного выехала с трассы и подняла пыль, поэтому кемеровский гонщик не заметил тот самый столбик и катал его под днищем чуть ли не всю гонку. Тем не менее на скорости Лобанова это никак не сказалось, более того, он не только смог догнать более быстрый класс, но и обогнать одного из "старших" – Ивана Астраханцева. Борьба между Астраханцевым и Лобановым стала настоящим украшением заезда. Лобанову на менее мощной машине приходилось больше "крыться", но, учитывая его опыт и знание трассы, он всё же имел некоторое преимущество над соперником, которому оставалось уповать на более мощную машину. В итоге эта борьба закончилась всё в том же первом повороте: Астраханцев попытался нырнуть внутрь и обойти кемеровчанина, но Лобанов вовремя "захлопнул калитку", получив увесистый удар в левую дверь, но оставшись впереди и уехав от Астраханцева.

Столкновения Лобанова на этом не закончились: въехал в него и самый молодой участник серии – 13-летний Антон Яшин. Правда, и здесь всё закончилось для Петра лучше, чем для соперника: дома и стены помогают. В итоге до конца гонки Лобанов оборонялся уже от представителя своего класса – Олег Михайлец на такой же Honda Civic был очень близок к нашему гонщику, но опередить его так и не смог.

В классе 2400 с большим отрывом первым приехал Илья Фёдоров, на этот раз не допустивший серьёзных ошибок. А вот за второе место и победу на всём этапе сражались Денис Качалков и Дмитрий Осин. После ошибки Качалкова он откатился на третье место, и отрыв от Осина достиг десяти секунд, но тут Денис проявил настоящие бойцовские качества, планомерно отыгрывая заветные секунды у соперника на каждом круге и возвращаясь в гонку. Незадолго до финиша Качалков "достал" Осина и дождался ошибки, вырвавшись вперёд. Второй раз упустить позицию Денис себе уже не позволил и, грамотно обороняясь, приехал вторым, одержав, таким образом, победу в первом в истории "Кузбасского автодрома" этапе серии GT4.



Во втором заезде пришлось сложнее: по правилам серии GT4, я должен был стартовать с предпоследнего места. После старта я догнал Дмитрия Осина и где-то на третьем-четвёртом круге в дальнем повороте выключил массу рукой, когда включил пониженную передачу. Пока решал эту проблему, получился десятисекундный отрыв. Мне ничего не оставалось, как постараться ликвидировать этот отрыв круг за кругом, что в итоге мне всё-таки удалось. Держался за ним, выжидал момент: Дима ошибся – я воспользовался этим и обогнал его. До первого места было уже слишком далеко, но мне предстояло ещё удержать вторую позицию. Кое-где приходилось "закрываться", где-то ускоряться, и из-за этого, конечно, страдало время. Хотя в гонке я показал очень неплохое время – 1:07.1. За этот уикенд я получил огромное удовольствие, у меня была борьба обе гонки, и я просто счастлив. Отличная трасса, отличные боксы, отличные соперники, отдельное спасибо Диме Осину за прекрасную борьбу. Точно знаю, что не только мне всё очень понравилось, но и ребятам, так что будем приезжать ещё.



Интересных моментов было очень много, но зрители увидели далеко не всё. Со столбиком инцидент случился в самом начале, на первом круге в первом повороте. Там вылетела машина, поднялось много пыли, все начали смещаться левее, соответственно, я тоже начал это делать, увидел столбик перед собой, попытался от него уйти, но не получилось. Это гоночный момент, абсолютно нормальный. Потом началась очень плотная и интересная борьба. Получилось так, что я догнал машину из более быстрого класса 2400, у нас завязалась борьба, мы где-то семь-восемь кругов шли очень плотно, обгоняли друг друга. Потом произошёл инцидент в первом повороте, когда он врезался мне в левую дверь. Не знаю, как судьи рассмотрят этот эпизод, но и судьи на постах, и я сам уверен, что оставил ему достаточно места для обгона. Затем я догнал кругового из команды "Водолей", молодого 13-летнего парнишку, и на дальней прямой, когда обогнал его, сместился на внешнюю сторону, начал тормозить. Он не справился с управлением и на торможении въехал мне в задний бампер. Затем у меня перегрелась резина, и я несколько сбавил темп. Этим воспользовался мой соперник Олег Михайлец, и мне пришлось пять кругов от него "крыться". В первой гонке я специально сбавлял темп, потому что мне просто стало скучно. Я ждал соперников и, когда видел кого-то в зеркале заднего вида, опять начинал ехать в своём темпе. Да и насиловать автомобиль в первой гонке не хотелось, поскольку во второй ожидалась более серьёзная борьба. Вообще, могу отметить, что для первого раза всё прошло очень неплохо, организация была на уровне. Единственный минус – это малое количество зрителей. Постараемся это исправить: нужна более обширная и качественная реклама, будем доносить до людей, что такое автогонки и почему они должны потратить на них своё время.



В целом для меня всё прошло очень удачно. Что касается столкновения с Петром Лобановым, то я немного не успел среагировать на его резкое торможение, его немного занесло, меня – тоже, затормозить до конца я не успел и легонько коснулся его машины, можно сказать, любя. Его после удара отнесло немного вправо, а меня – развернуло, после чего я вернулся на трассу и продолжил гонку. В итоге у меня два пятых места из шести. Я езжу на LADA Kalina. Конечно, с Honda она бороться не может, но с равными себе – вполне. Сегодня у меня была очень упорная борьба с оранжевой Kalina, хотя она доработана гораздо серьёзнее моей. Старался сражаться на равных. Вообще, автогонками я увлёкся два года назад: рядом с домом находилось "Красное кольцо", и решили попробовать с отцом. Мне понравилось, и я продолжил развиваться в этом направлении. В прошлом году участвовал в Time Attack, этим летом перешёл в GT4. Мне нравится, что здесь все уважительно друг к другу относятся, нет такого, что ты кого-то обогнал на трассе, а он тебе потом в паддоке сказал что-нибудь этакое о твоём возрасте. Наоборот, из-за того, что я ещё, скажем так, маленький, мне все стараются как-то помочь. В дальнейшем надеюсь выйти на российский уровень именно в кольцевых кузовных чемпионатах, а там, может, и до мирового дорасту.

Дорастёт ли "Кузбасский автодром" до соревнований всероссийского масштаба (а чем чёрт не шутит – и мирового) – зависит от многих вещей, но немаловажную роль здесь играет поддержка и интерес зрителей. Уже сегодня администрация автодрома и сами гонщики делают всё, чтобы лучшие и известные сибирские гоночные серии приезжали на наше "кольцо", и GT4 на "Кузбасском автодроме" – тому подтверждение. Уже в августе там пройдёт ещё одно грандиозное событие – лучшие пилоты "RDS-Сибирь" покажут кузбассовцам, что такое настоящий дрифт. Главное – чтобы было кому показывать. А уж посмотреть там точно будет на что.